ВЕСТНИК АРХЕОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ  № 1 (56)  (2022)

     Этнология

 

Коломиец О.П., Нувано В.Н.

Обряд кремации в современной погребальной практике чукчей-оленеводов

В чукотской культуре оленеводов практика сожжения умерших не прерывалась многие столетия. Опросы информантов показали, что ближе всего к традиционному погребению через сожжение современные похоронные обряды в Ваегах, Хатырке, Мейныпильгыно, Омолоне. Цель статьи — реконструировать обряд сожжения чукчей, сравнить традиционную церемонию кремации с современными обрядовыми действиями. Работа основана на полевых материалах 2000–2021 гг. и на опубликованных литературных источниках. Для сравнительного анализа привлечены этнографические материалы по Камчатскому краю и Магаданской области.

Ключевые слова: Чукотка, погребальные обряды, обряд сожжения, оленеводы, реконструкция.

 

Воробей И.Е., Хаховская Л.Н.

Конструктивная ассоциация палеоазиатского нартенного транспорта и мобильного жилища в эволюционном и модернизационном аспектах

Представлена краткая ретроспектива бытования в палеоазиатской оленеводческой среде передвижного жилища, оборудованного на скользящей платформе. Опираясь на архивные и опубликованные источники и материалы полевых наблюдений, авторы развивают гипотезу В.Г. Кузнецовой о том, что первым подобным феноменом стало мобильное укрытие типа чукотской нарты-кибитки кааран, появившееся на транспортном этапе становления оленеводства. Сделан вывод, что другие конструкции связаны уже с механизированной тягой и появились в ходе советской модернизации как внедренные, а в последнее время ― снова как результат внутренних инновационных процессов.

Ключевые слова: Чукотка, палеоазиаты, мобильность, нартенный транспорт, жилище, доместикация, советская модернизация.

 

Бадмаев А.А.

Олень и косуля в традиционных представлениях и обрядности бурят

На основе разноплановых источников охарактеризован комплекс мифологических представлений бурят об олене и косуле, выяснено место и значение данных животных в шаманской обрядности. Анализ традиционных воззрений проведен через выделение семантики и символики этих животных. Выяснено, что их полисемантичные образы заметно различаются: олень имеет положительную коннотацию, а косуля характеризуется амбивалентностью коннотации. Исследование показывает, что в шаманской обрядности бурят семиотический статус оленя был выше, чем у косули.

Ключевые слова: буряты, олень, косуля, мифологические представления, обрядность, конец XIX — середина XX в.

 

Крих А.А., Мулина С.А., Чернова И.В.

Неформальные экономические практики как механизм адаптации мигрантов на юге Западной Сибири в конце XIX — начале XX в.

Неформальные экономические практики получили широкое распространение в Сибири на рубеже XIX–XX вв. среди крестьянского переселенческого населения, поскольку являлись частью процесса адаптации к изменившимся в результате миграции природно-климатическим и социальным условиям. На примере двух природно-климатических зон юга Западной Сибири — урмана и степи — рассматриваются различные вариации природопользования, сложившиеся в хозяйстве крестьян-переселенцев, зачастую носившие «хищнический» характер.

Ключевые слова: неформальная экономика, традиционное природопользование, колонизация, крестьяне, переселенцы, западносибирские урманы и степь.

 

Голева Т.Г.

Традиционные напитки коми-пермяков в условиях модернизации общества

Описываются изменения обычаев изготовления и употребления напитков коми-пермяками в течение последнего столетия, выявляются условия, способствующие поддержанию традиций и распространению инноваций. Состав употребляемых напитков определяется доступностью пищевого сырья, вкусовыми предпочтениями, социально-экономическими изменениями. Традиционные напитки остаются актуальными для ряда обрядовых и событийных практик, становятся значимы для поддержания этнической идентичности и репрезентации народной культуры.

Ключевые слова: коми-пермяки, культура питания, народная кухня, процессы трансформации, процессы модификации, пиво, брага, квас.

 

Рахманова Л.Я.

Сублимированные продукты и другие инструменты управления временем: трансформации питания оленеводов-хантов Полярного Урала

Раскрываются связи между антропологией пищи, исследованиями мобильности и антропологией времени в контексте употребления продуктов быстрого приготовления в начале ХХI в. Периоды мобильности оленеводов-хантов Полярного Урала требуют использовать легкий долгохранящийся продукт питания. Порционная «фрагментированная» еда сменяет практику колпита. Доширак оказывается способом экономии и ускорения времени, а также источником энергии, расходуемой на движение. Однако труд, отношения с оленями и практики «быстрого» питания отчуждены друг от друга. Доширак раскрывает унификацию пищевых трендов и актуализирует дискурс об аутентичности как пищи, так и потребляющего субъекта.

Ключевые слова: диета оленеводов, Ямал, темпоральность пищи, контейнеризация, пищевые микро-практики, доширак, роллтон.

 

Соколова А.Д.

«Смерть отброшенная»: десемантизация смерти и новое понимание человека в раннем СССР

На основе анализа газетных публикаций, художественной литературы, мемуаров и дневников, делопроизводственных документов и других источников по истории раннего СССР (1920–1930-е гг.) показан опыт секуляризации похоронного обряда, а также ― формирования практик нового государства по утилизации тел умерших и новых ритуалов погребения и идеи «жизни в памяти потомков». Дизайн, символика и процедура сформировавшегося в результате похоронного ритуала были крайне редуцированными, выхолощенными и не несли никакого адаптивного потенциала, связанного с травмой смерти.

Ключевые слова: смерть, похоронные практики, СССР, новый человек, атеизм, материализм.