ВЕСТНИК АРХЕОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ  № 3 (50)  (2020)

     Этнология

 

Корусенко С.Н.

Сибирские татары Князевы: историко-генеалогический очерк

На основе анализа архивных материалов исследована социальная трансформация семейно-родственного клана Князевых на протяжении XVIII–XX вв. В результате изучения истории поселения сибирских татар и реконструкции генеалогий его жителей доказано происхождение Князевых от князца аялынцев ― одной из групп татар Западной Сибири. Высокий социальный статус Князевы поддерживали путем заключения браков с представителями элитных бухарских родов Айтыкиных и Шиховых.

Ключевые слова: Западная Сибирь, сибирские татары, Князевы, социальный статус, генеалогии.

 

Фурсова Е.Ф.

«Чай пили, в ложки били…»: Этнокультурная идентичность в практиках чаепития русских сибиряков XIX — начала ХХ в.

На основе оригинальных полевых материалов раскрыты идентификационные функции такого актуального для жителей Северной Евразии компонента питания, как горячие напитки (заварки на основе местных трав, китайские чаи), в среде этнокультурных групп Сибири. Исследование практик сибирского чаепития осуществлено через призму этнокультурной идентичности в структуре повседневности. Распространение чаепития с китайским листом совпало с формированием местного старожильческого населения в XVIIXVIII вв., сложившиеся при этом традиции являются следствием интеграционных процессов у славянских народов.

Ключевые слова: практики чаепития, русские сибиряки, этнокультурные различия, этнокультурная идентичность, Сибирь XIX — начала ХХ в.

 

Батьянова Е.П.

Телеуты: путь от инородцев до коренных малочисленных народов Севера

Исследуется специфика самосознания и самоопределения одного из коренных малочисленных народов Сибири ― телеутов на разных этапах его этнической истории ― с середины XVIII в. до настоящего времени. Рассматриваются различные формы идентичности: сословная, этническая, родовая, локальная. Анализируются ситуации использования телеутами различных этнонимов, родовых имен, сословных знаков. Многовариантность самоопределения рассматривается как один из механизмов самосохранения и адаптации малочисленного народа к условиям постоянного ассимилятивного давления иноэтнического большинства. Статья основана на архивных источниках и полевых материалах автора, собранных в экспедициях к телеутам в 1976–2014 гг.

Ключевые слова: телеуты, этнонимы, сословие, идентичность, инородцы, белые калмыки, Томская губерния, нацмены, малые народы, коренные малочисленные народы Севера, КМНС.

 

Мартынова Е.П.

Метаморфозы этничности обских угров

Рассматриваются изменения этничности обских угров в исторической динамике: с XIX в. до настоящего времени. До 1930-х гг. среди них доминировала микроэтничность. В годы социалистического строительства этнические сообщества обских угров оформились в два народа ― хантов и манси. В постсоветское время на волне этнического возрождения появилась надэтничность ― «коренные народы» или «аборигены».

Ключевые слова: Ханты-Мансийский автономный округ, обские угры (ханты и манси), этничность, этнонимы, коммуникации, политика государства, социалистические преобразования, этническая мобилизация.

 

Пивнева Е.А.

«Путь к себе»: этнонаука как новая стратегия идентичности обских угров

Статья основана на полевых материалах автора, собранных в разные годы в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре. Ее цель —  выявление роли науки в стратегиях идентичности обских угров (ханты и манси). Эта тема раскрывается через концепты множественной идентичности и культурной травмы. Делается вывод о сопряженности научной и этнической идентичности у исследователей из числа обских угров. Для отражения этой специфики предлагается использовать термин «этнонаука».

Ключевые слова: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, обские угры (ханты и манси), этнонаука, научная и этническая идентичность, культурная травма, этническое возрождение.

 

Бурцева А.В., Шарова E.H., Оман С.

Жизнестойкость городов Кольского Севера в пространственном, временном и антропологическом измерениях

Обосновывается применение пространственных, временных и антропологических индикаторов жизнестойкости города. Анализируется отношение населения к городскому хронотопу, выделяются модели ментального поведения горожан, подрывающие жизнестойкость городов (изоляция вахтовика, отсроченная жизнь временщика) и способствующие ее укреплению (трансформация инноватора, освоение хозяина, осмысление исследователя и художника, традиционная номадность рыбака и моряка и новая номадность северного мигранта).

Ключевые слова: хронотоп, топофилия, топофобия, топос, хронос и антропос, социальное пространство региона, жизнестойкость.