ВЕСТНИК АРХЕОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ  № 2 (41)  (2018)

     Этнология

 

Бравина Р.И., Петров Д.М.

Племена, «ставшие ветром»: к вопросу об автохтонном субстрате в этнокультурогенезе якутов

При рассмотрении проблемы происхождения якутов (саха) до сих пор недостаточно изученными остаются вопросы об этнокультурных взаимовлияниях местных и пришлых этнических групп, идентификации автохтонных племен, принимавших участие в сложении якутского народа. В якутских преданиях упоминаются «ставшие ветром» хара-сагылы, загадочные саха с «продолговатыми головами», воинственные туматы/дьирикинэй и другие, культуры которых трудно связать с конкретными археологическими культурами (или памятниками) и современными народами Сибири. В статье на основе данных фольклора, этнографии, антропологии и археологии предпринята попытка реконструкции облика самобытной культуры автохтонных племен Якутии и сравнительно-исторического анализа отдельных ее элементов и традиций и культур коренных народов Северной Азии. Данные комплексных исследований свидетельствуют о присутствии древних этнокультурных связей между предками якутов и современными уральскими народами Западной Сибири.

Ключевые слова: Якутия, якуты, этнокультурогенез, автохтонные племена, самодийцы, палеоазиаты, археологические культуры, неолит, эпоха палеометалла, средневековье.

 

Рудь А.А.

Пожары в культуре восточных хантов: современные аспекты

Промышленное освоение и урбанизация Среднего Приобья привели к масштабным изменениям в культуре восточных хантов, основой которой до недавнего времени было традиционное природопользование. Эти изменения коснулись всех сторон культуры хантов Среднего Приобья, в том числе одной из значимых — отношений человека и огня. Неотъемлемой частью отношений «человек — огонь» являются пожары, которые до сих пор наносят большой урон коренным жителям, проживающим в тайге. В работе затронуты современные аспекты практической, религиозной и мировоззренческой составляющих обозначенной проблемы. Отмечены негативные последствия пожаров на территориях традиционных поселений, оленьих пастбищ и промысловых угодий; описана практика использования контролируемого огня для остановки лесных пожаров. Проведен обзор современных представлений восточных хантов о божествах — покровителях огненных стихий и традиционных ритуалов, связанных с ними. Рассмотрены представления об очищающей и разграничивающей роли огня, выявлены различия в оценках последствий пожаров на заброшенных стойбищах и кладбищах с позиций традиционного мировоззрения. Обозначены религиозные изменения, связанные с функционированием традиционных культовых объектов после их повреждения лесными пожарами.

Ключевые слова: восточные ханты, отношение к огню, последствия пожаров, хозяйственные практики, религиозные представления, пантеон традиционных божеств, трансформация мировоззрения, адаптационные стратегии.

 

Адаев В.Н.

Дым над тайгой и тундрой: огонь в культуре северных народов Западной Сибири как средство преобразования среды обитания

Представлена практика использования огня северными охотничье-рыболовецкими и оленеводческими народами в качестве потенциального фактора воздействия на окружающие ландшафты. Проблема рассмотрена с позиции практической значимости для направлений этнической экологии и этноархеологии. Выявлено несколько ареалов Западной Сибири, где у народов Севера получило распространение или предположительно могло осуществляться намеренное выжигание местности с целью получения большей экономической выгоды от своих угодий. Выделены этнические группы, более свободно обращающиеся с огнем (эвенки), и те, чьи действия в данной сфере довольно жестко регламентированы традиционными правилами и верованиями (обские угры, селькупы).

 Ключевые слова: этнография Сибири, преобразованные ландшафты, этническое землепользование, этническая экология, этноархеология, традиционные знания.

 

Степанова О.Б.

Связь двух эпох: воплощение в празднике

День оленевода в Красноселькупском районе ЯНАО — важный инструмент современной политики государства по отношению к коренным малочисленным народам Севера. Праздник помогает селькупам улучшить свое материальное положение, дает стимул к занятию оленеводством, способствует сохранению традиционной культуры и укреплению национального самосознания, улучшает отношения селькупов с властью. День оленевода не входит в число исконных селькупских традиций, но и к новациям не относится. Идея праздника зародилась в глубине советской эпохи и, оказавшись успешной, в качестве одной из частиц ее огромного наследия перешла в эпоху следующую, где получила дальнейшее развитие. Статья написана по материалам экспедиционной поездки к северным селькупам в Красноселькупский район ЯНАО в 2016 г. Автору удалось наблюдать День оленевода в трех поселках района — селах Ратта, Толька и Красноселькуп. Численность и состав населения этих поселков заметно различаются, поэтому праздник в каждом из них имеет свои особенные черты.

Ключевые слова: этнография, история, селькупы, оленеводство, праздники, социальная политика государства, наследие социалистической эпохи.

 

Лискевич Н.А., Машарипова А.Х.

Территориально-хозяйственная адаптация коми переселенцев на территории Нижнего Притоболья в XIX – нач. XX в.

На базе материалов полевых исследований, данных делопроизводства из государственных архивов Тюменской и Челябинской областей, опубликованных нарративов исследователей конца XIX — начала XX в. и современных краеведов исследуется процесс освоения и структурирования пространства коми переселенцами в Ивановской волости Ялуторовского уезда Тобольской губернии в XIX — начале XX в. Освещаются предпосылки и история переселения коми на территорию Нижнего Притоболья, практики землепользования и обустройства на новом месте жительстве. Выделены основные элементы освоенного пространства — жилое, сакральное, хозяйственное и природное, дана их характеристика.

Ключевые слова: коми, зыряне, Ивановская волость Ялуторовского уезда, переселенцы, землепользование, структурирование пространства.

 

Ермакова Е.Е.

Особенности почитания креста-распятия из с. Каменка Тюменской области

Рассматриваются особенности почитания креста-распятия «Спаситель» из с. Каменка Тюменского р-на Тюменской обл. Крест-распятие сочетает в себе черты православной и старообрядческой художественной традиции, что обусловлено спецификой этноконфессионального состава местного населения. На основании анализа клейм на распятии делается вывод, что крест мог быть изготовлен для часовни в д. Сорокино или для церкви в с. Каменка. Кроме того, высказывается предположение о локальной привязке названия креста-распятия, ориентированного на ежегодный крестный ход с иконой Спаса Нерукотворного из г. Тюмени в с. Каменка и его окрестности. В работе представлен подробный анализ истории и современного состояния почитания креста-распятия «Спаситель», главным образом через нарративы. Поклонение кресту в XX в. отражает массовую народную традицию почитания святыни, сложившуюся у коренных жителей и отражающую традиции «народного православия». В настоящем специфика почитания продиктована активным воцерковлением тех прихожан, которые формируют новую обрядность вокруг распятия. Практики почитания креста-распятия ориентированы на церковный канон и во многом соответствуют той задаче, которую ставит перед религией современный индивидуализированный человек,— быть средством исцелений и достижения здоровья и благополучия.

Ключевые слова: почитаемый крест-распятие, религиозная культура сибирских крестьян, воцерковление святыни.