ВЕСТНИК АРХЕОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ  № 4 (31)  (2015)

     Этнология

 

Давыдова Е.А.

«Добровольная смерть» и «новая жизнь» в Амгуэмской тундре (Чукотка): стремление ухода в мир мертвых Тымнэнэнтына

Анализируется конкретный жизненный эпизод в Амгуэмской тундре в 1951 г. В.Г. Кузнецова, ленинградский этнограф, проводившая полевую работу среди амгуэмских оленеводов на Чукотке непрерывно на протяжении трех лет (с 1948 по 1951 г.), зафиксировала данное происшествие на страницах своего дневника. История состояла в следующем. В семье, в которой В.Г. Кузнецова проживала большую часть времени, должен был совершиться ритуал «добровольной смерти». Хозяин стойбища высказал просьбу об удушении своим родственником. Однако вопреки традиционным представлениям чукчей о нежелательности невыполнения такой просьбы обряд откладывался, а потом и вовсе был отменен. С учетом социально-исторического контекста того времени и на основе микроисторического анализа частного жизненного происшествия в статье предлагается интерпретация решений и действий непосредственных участников тех событий. Делается вывод, что в период экспансии русской/советской культуры во второй четверти XX столетия люди старались примирить реальность конкретных ситуаций с официальной идеологией и традиционными представлениями и практиками.

Сибирь, чукчи, добровольная смерть, политическое сопротивление, советизация, ритуал.

 

Davydova Ye.A.

«Voluntary death» and «new life» in Amguem tundra (Chukotka): a wish to escape into the world of the dead Tymnanantyn

The given article analyses a concrete real-life episode happened in Amguem tundra in 1951. V.G. Kuznetsova, a Leningrad  ethnographer, who carried out a continuous field work among Amguem reindeer breeders in Chukotka du-ring three years (from 1948 to 1951), recorded that incident on pages of her diary. The story, which became the subject matter of this article, was as follows. In one family where V.G. Kuznetsova had been just residing most of the time, they expected a ritual of «voluntary death». The master of the nomad camp expressed his wish to be strangled by his kinsman. However, despite traditional notions of the Chukchi on undesirability to failure such a request, the ritual was delayed and then was cancelled at all. Addressing to social-and-historical context of that time and making micro-historical analysis of the particular real-life incident, the article suggests interpretation of decisions and actions of the immediate participants of those events. The author comes to a conclusion that in the period of expansion of Russian/Soviet culture, occurring in the second quarter of XX century, people tried to reconcile the reality of concrete situations with official ideology and, at the same time, with traditional notions and practices.

 Siberia, the Chukchi, voluntary death, political resistance, sovietization, ritual.